Поиск по сайту
Добавить в закладки | Мои закладки Поделиться:
|

ТРУДЫ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ

В сегодняшней Европейской России имена А. Н. Куломзина и А. В. Кривошеина вспоминают редко. Но в России Азиатской, получившей новую жизнь с проведением Транссибирской магистрали, они стоят высоко и не могут быть забыты. Энергией одного строилась и наполнялась деятельной жизнью новая дорога, энергией другого в течение двух десятилетий функционировало Переселенческое управление – важнейший орган государственной политики в крайне непростое, переломное время отечественной истории. Достигшая наибольшего развития в премьерство П. А. Столыпина (1903-1911 гг.), эффективная система хозяйственно-культурного освоения новых территорий во многом создала основу современного населения Сибири и его разнообразной деятельности.

Передвижение народонаселения на восток после яркого периода пребывания графа Н. Н. Муравьева-Амурского на посту Восточно-Сибирского генерал-губернатора в 1847-1861 годах развивалось в последующие три десятилетия в основном стихийно, и только опасность военных столкновений в Дальневосточном регионе заставляла российское правительство отправлять туда значительные партии переселенцев. Сами же крестьяне уходили за Урал от малоземелья и безработицы, от неразрешимых противоречий того положения, в которое их поставил закон об освобождении 1861 г. Поток переселенцев уже тогда был не малый (160 тыс. чел. за десятилетие 1886-95 гг.), если учесть, что все население Сибири составляло на начало этого периода примерно 1.5 млн. чел.

Решение о постройке Великого сибирского пути, принятое правительством в конце 1892 года благодаря энергии нового министра финансов С. Ю. Витте, дало свободный ход и созидательное разрешение всем общественным процессам, не терпящим больше промедления и пассивности власти: внутриэкономическим, демографическим, геополитическим. Новая дорога оказалась той осью необходимости, на которую могли теперь опереться самые широкие и разнообразные строительные планы.

Начатое дело требовало больших человеческих ресурсов и надежной производственно-технической базы, поэтому учрежденный Комитет по постройке Сибирской железной дороги, получивший и законодательные права, брал на себя также функции первоначального заселения и культурно-промышленного развития прилегающей к дороге местности. Практической работой в этом направлении и руководил А. Н. Куломзин, управляющий делами Комитета (председателем его был сам император Николай II), горячий сторонник создания цепи поселений от Урала до Тихого океана.

С началом строительства магистрали число переселенцев стало быстро возрастать: в одном только 1896 году их было уже 178 тыс., т. е. больше, чем за все предыдущее десятилетие. Это с необходимостью поставило вопрос о специализированном центральном органе руководства переселением, и в декабре 1896 г. такой орган в ведении министерства внутренних дел был создан, получив название Переселенческого управления (ПУ). А. В. Кривошеин был переведен туда из Земского отдела на должность помощника начальника ПУ, и энергично принялся за работу. Ему принадлежали основополагающие инициативы и главные принципы, обеспечившие успех всего предприятия: широкое сотрудничество правительства с общественностью на местах; решительное предпочтение экономически рентабельных мер содействия переселенцам перед ссудами; организация снабжения населения в новых областях сельскохозяйственными орудиями через специально созданные склады с одновременной постройкой зернохранилищ для закупок урожая; обстоятельная разъяснительная работа и поддержка предварительного ходачества для потенциальных переселенцев. Полноправным начальником ПУ А. В. Кривошеин стал в 1902 г.

Когда план начал работать и приносить первые реальные плоды, внимание его вдохновителя С. Ю. Витте, руководства Комитета железной дороги и Переселенческого управления направилось больше на стратегию дальнейшего движения. Отселение в Сибирь не могло решить проблем с малоземельем в центральных губерниях, это было очевидно, так как естественный прирост населения в несколько раз перекрывал любые возможности этого способа; поглотить избыток рабочих рук, как показала жизнь, могла только растущая индустрия. Намного вернее было воспринимать освоение Сибири как всесторонний подъем огромного самостоятельного региона России, способного дать новое развитие стране в целом. И, руководствуясь этой доктриной, правительство повело систематическую работу по обследованию огромных пространств для определения наилучшего использования земель и ресурсов, предусматривало развитие сети железнодорожных сообщений, осуществляло опережающее планирование заселения и необходимое для него межевание земель, строило церкви, школы и больницы, координировало процесс освоения Сибири с нуждами обширного Степного края и Средней Азии, где стояли свои специфические задачи. С завершением деятельности Комитета по постройке Сибирского пути в 1905 году все эти заботы целиком легли на Переселенческое управление. Оно было существенно преобразовано и усилено полномочиями. Добавим еще, что сверх полномочий, по собственному почину и в интересах дела, Управление проводило пробные посевы сельскохозяйственных культур в новых местах и даже вело метеорологические наблюдения! К этому времени число реально перемещенных по государственной программе крестьян превысило миллион человек, не считая ходоков и вернувшихся обратно (примерно каждый пятый не выдерживал трудностей или не находил условия подходящими).

Надо сказать, что правительственная политика в отношении переселения постоянно эволюционировала в зависимости от достигаемых результатов и складывающейся ситуации. Это относится как к законодательству, так и к приемам и акцентам практической работы. Например, польза ходачества выяснилась далеко не сразу, но когда эта мера оправдала себя на практике, она стала для переселяющихся крестьян обязательной. Другой пример – распространение на определенном этапе движения преимуществ, предоставляемых новоселам, также и на старожилов, для предотвращения конфликтов между ними и объединения интересов всего складывающегося местного общества. Далее, после того, как был сделан вывод о недостаточной эффективности вселения крестьян в заранее определенные переселенческие районы, в 1911 году было принято решение об объявлении переселения свободным и нерегламентированным в любой район Сибири по выбору самого переселенца, но при обязательном условии предварительного осмотра участка ходоком. При этом размер государственной ссуды стал определяться гибко, в зависимости от трудности или удобства района и участка, со значительным повышением к районам Дальнего Востока. В дальнейшем планировалась и прямая продажа участков переселенцам в наиболее удобных местностях Сибири из государственных фондов.

В результате принятых государством мер население Сибири увеличилось за 15 лет, с 1896 по 1910 год, на три миллиона человек, пятикратно возросли продажи сибирского хлеба, а сливочное масло, вывозимое в Англию, стало давать казне валюты вдвое больше, чем сибирское золото. Уровень технической оснащенности земледельцев на востоке России был выше, чем в ее европейских провинциях.

Начиная с 1906 года, А. В. Кривошеин вовлекается во все более тесное сотрудничество с П. А. Столыпиным и принимает от него ряд ответственных заданий: руководство Крестьянским банком, должность товарища министра финансов, затем руководителя Главного управления землеустройства и земледелия. В это время за ним закрепляется высокая репутация «министра Азиатской России». Много сил он отдал подготовке земельной реформы на основе права собственности, двинул большие силы на преобразование жизни киргизских степей в пользу русских способов хозяйствования, развернул программу промышленного переселения на Дальний Восток, участвовал во всех проектах постройки железных дорог между азиатскими областями империи и использования их водных путей.

Переселенческий процесс прерывался на непродолжительное время в 1897 году из-за организационных трудностей, затем на время русско-японской войны. С началом Первой мировой всякая планомерная созидательная деятельность стала невероятно затруднена. Трагический период русской истории с известным финалом нагрузил А. В. Кривошеина общегосударственными задачами как фактического премьер-министра, до его отставки в 1915 году. Семидесятипятилетний А. Н. Куломзин, посвятивший свои зрелые годы проблемам народного образования, в это же время достиг высшей точки своей карьеры, став председателем Государственного совета. Судьба по заслугам возвысила двух деятелей, отдавших свои силы необходимому движению живого духа в цепенеющем государстве, чтобы потом, перевернув все в этом государстве, продолжить начатое силами самого разбуженного народа. Фактически, Советская власть десятилетиями выполняла и развивала многие планы, уже сложившиеся и выполнявшиеся прежней администрацией. Это относится в равной степени к хозяйственным планам: строительству сети азиатских железных дорог, масштабным ирригационным проектам в Средней Азии, созданию сибирских промышленных районов, и к подьему народного образования и науки. Традиция, идущая от Переселенческого управления, особенно чувствуется и в последней крупной программе модернизации сельского хозяйства Сибири, осуществленной с большим размахом в 70-е годы ХХ века, снова поставившей его на уровень выше и в техническом оснащении, и в общекультурном.

Влияние сибирского переселенческого проекта на общее течение истории неоспоримо велико. Дело не только в сибирских дивизиях, остановивших врага у Москвы, и в спасительной роли принявших поток эвакуации восточных областей, не только в Целине, Байконуре и Братской ГЭС, или новосибирском Академгородке. Поток общего обновления жизни создает и будет создавать новые формы. Ведь и зачинатели широкого освоения Сибири в конце XIX века по-новому подошли к трудам своих предшественников-первопроходцев. Сейчас, в свою очередь, специалисты пристально изучают деятельность Переселенческого управления, методы и рычаги успеха его работы. В современной России уже давно нет избытка сельского населения (а во многих европейских губерниях – и самого сельского населения почти нет), на наших глазах год от года замирает промышленная жизнь, но не менее остро, чем 100 или 150 лет назад перед государством стоят вопросы геополитики в Дальневосточном регионе, созидательного присутствия России в странах Средней Азии, и немалая проблема сохранения жизнеспособности и единства собственных территорий. Поэтому опыт не такого уж далекого прошлого так или иначе будет применен. Движение человека встречь Солнца поможет ему и в новом веке задействовать свои лучшие восходящие силы.

А. Скобелкин

Вернуться на Главную

Перейти к комментариям


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Документальная повесть-хроника сибирского писателя Ивана Петрова об основных этапах русского освоения Сибири и Дальнего Востока:

http://portal-dvina.ru/dvina_portal/php/lib_book.php?id=75;

Кирьянов В.В. Очерки по истории переселенческого движения в Сибири, издание 1902 г.:

http://portal-dvina.ru/dvina_portal/php/lib_book.php?id=72;

Биографическая книга о А. В. Кривошеине, написанная его сыном:

http://portal-dvina.ru/dvina_portal/php/lib_book.php?id=60;

Видеосюжет о А. Н. Куломзине:

http://vmeste-rf.tv/broadcastRelease/11012.do